Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями.

image001

Вся воспитательно-образовательная деятельность в дошкольном учреждении пронизана идеями патриотизма,который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

Я хочу поделиться опытом работы  по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.

Государственные праздники и  символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и  символов государства  Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомлении с государственными праздниками можно использовать различные  формы, методы и приёмы работы.

4 ноября – День народного единства

Как известно, 4 ноября отмечают 2 великих праздника, которые связаны с одним событием — освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.

Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена (XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти каждому жителю земель русских. Также  показать иллюстрации, которые более детально расскажут, как все происходило в то тяжелое время.

Беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах и традициях, о праздниках разных народов

Можно  провести сюжетно – ролевую игру «Праздник разных народов». Дидактические игры «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Собери матрешку».

Дать детям  понять, что россияне — это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство.

Можно также нарисовать, слепить, сделать коллективную работу по аппликации.

Большие возможности для ознакомления с историей праздника представляет  радио  «Маленькая страна». В этот день по всему детскому саду разливается музыка, звучат песни соответствующего содержания, что создает праздничную и торжественную обстановку. К подготовке праздничной передачи активно привлекаются дошкольники, их родители и гости.

Неоценимое значение имеет и демонстрация презентаций, подготовленных сотрудниками учреждения; диапазон презентаций по данной тематике достаточно широк. Используется также демонстрация мультфильмов, выбор которых совсем ни мал.

12 июня – День России

День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. А появился этот праздник  12 июня 1990 года. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством.

12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного, самостоятельного государства. Это – главный праздник нашей страны.

При ознакомление с праздником можно использовать различные формы  работы.

Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.

Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует изображение, почему именно такой герб нашей страны.

На музыкальном занятии знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть дети выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога и музыкального работника  дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной.

Объяснить детям, что, как правило, гимн звучит во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти,  при подъёме государственного флага и других официальных церемоний.

Когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом.

Также можно сделать детям самодельные пазлы герба, которые ребята будут складывать.

Провести дидактические игры: «Найди герб России», «Герб Саратовской области», «Составь свой герб».

Нарисовать рисунки, сделать поделки.

День рождения Российского флага

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Российской Федерации  — это особый и сравнительно молодой праздник.

При  ознакомлении с праздником перед нами стоят задачи:

  • Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.
  • Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
  • Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Рассказать детям ,что раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Затем появилось новое государство, появился новый Государственный флаг. Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной. Дать понятие о значении каждого цвета.

В детском саду в ходе предварительной работы на группах можно создавать центры патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, флаг, гимн, портрет Президента России, Премьера- министра.

С детьми провести обсуждение, где можно увидеть флаг России (на государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, самолетах и т. д.)

Также  ознакомление происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры такие как «Флаг России», «Узнай наш флаг», «Собери флаг России», «Выложи флаг».

12 декабря – День Конституции РФ

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

Формировать представления о том,  что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать.

Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей.

Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.

Использовать рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ. Что в Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом. И каждого из нас защищает государство. Через милицию и суд. В Конституции прописаны права ребёнка записаны: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на всестороннее развитие.

Целесообразно  в  группе создать уголок, который будет называться «Государственные праздники»

Значительно оправдывает себя уголок по   ознакомлению с государственными праздниками «Из истории праздника», для оформления которой используются цвета государственного флага:   белый, синий, красный. В уголке  размещается картинки, иллюстрации, фотографии, символизирующие государственный праздник. Каждый раз, перед государственным праздником ребята получают задание тему предстоящего праздника. Ребята дома у родителей расспрашивают про праздник, приносят вырезки, записи, фотографии, и утром в беседе дети рассказывают и показывают то, что подготовили.

Аналогичные приемы можно использовать и при проведении все  других государственных праздников.

Resize of 20181102_092440